raanani (raanani) wrote in milkyway_center,
raanani
raanani
milkyway_center

Categories:

Небольшой обзор от члена жюри Анны Гнип

Взгляд из Эстонии:



Для того, чтобы оценить произведение, надо разобраться в том, что же автор хотел сказать в нём. Ведь, если сказать нечего, то лучше помолчать. Так для чего же пишут? Причины разные. Кто-то пытается выразить себя, кто-то пытается просто выделиться, а кто-то открыл для себя новое, увидел красоту или безобразие мира и спешит поделиться с людьми своим открытием. Но есть и другая сторона - читатель. Именно к нему направлено послание. Некоторые возразят, что пишут для себя. Резонно, но тогда зачем публиковать? А чем привлекательно чтение для читателя? Что же мы ищем в литературе? Иногда это просто желание убить время, уйти от однообразия жизни, прожить не одну, а несколько жизней. В таком случае годится почти любое произведение, лишь бы автор достаточно хорошо владел словом и соблюдал правила жанра. Все рассказы, присланные на конкурс, вполне удовлетворительны при таком подходе. Прочитал и забыл. Но есть и такие, которые будоражат, не дают забыть о себе. Слово - великая сила. Мысли, тем более написанные, моделируют наше сознание, изменяют нас, наше отношение к миру, а через нас и мир. Поэтому так важно не навредить словом. Иногда писатель подобно врачу вскрывает болячки общества, но он обязан верить в исцеление больного, иначе его неверие передаётся пациенту, и это приводит к ухудшению ситуации. В некоторых рассказах присутствует эта ошибка. Но я не хочу называть конкретно. Уж очень не хочется кричать подобно толпе в рассказе Нелли Мартовой "В топку". Я отмечу лишь те рассказы, которые мне особенно понравились. Несколько раз перечитывала рассказы
Екатерины Медведевой "Скрипучая хибарка", Александра Неуймина "Фотография, на которой мы будем счастливы", Нелли Мартовой "В топку". Эти рассказы объединяет то, что казалось бы нереальный сюжет лишь подчёркивает реальность чувств.
Так странный мир в "Скрипучей хибарке" это внутренний мир героя рассказа. Мир, куда он никого не пускает. Знакомо, не правда ли? Вечная осень одиночества, соседи, которых слышно, но не видно. Одинокие люди в большинстве так и живут. Они замкнулись в своём странном мире и старательно оберегают его от посторонних. И лишь появление второго человека - Аси в этом мире, необходимость заботиться о ней и забота Аси о герое изменяют странный мир. Нам показали, что любовь спасает мир. Именно не красота, как принято говорить, а любовь, первым шагом к которой служит забота. Близок по смыслу к этому рассказу и не вошедший в шорт-лист рассказ Алёны Дашук "Вокруг столба". Там тоже проблема добровольного ухода из жизни в одиночество. Страх потери лишил героиню и радости обретения. Жизнь превратилась в мелькание лиц и судеб. Но в том рассказе нет выхода из ситуации. Просто вскрыт нарыв, а лекарство положить забыли.
В рассказе Александра Неуймина "Фотография, на которой мы будем счастливы" тоже обманчиво фантастический сюжет. Параллельные миры существуют в нашем реальном мире. При, казалось бы, общности людей в условиях современности все мы разделены зачастую непреодолимыми барьерами, границами государств, сословий, мировоззрения. Нереально только время идущее навстречу. А так многие из нас хранят в памяти короткую встречу с человеком, который буквально перевернул нашу жизнь, но с которым не может быть ни общего будущего, ни общего прошлого. К этой идее близко подошла и Ира Кадин в рассказе "Последнее солнце Бат-Яма".
Рассказ Нелли Мартовой "В топку" запомнился тем, что навёл на мысль об этом конкурсе. Хотя он имеет и другое значение. Как часто мы судим других, ничего не зная о них, часто даже не видя ничего. Осуждаем исходя из своих неудач, подобно обитателям адского котла из анекдота. Этот котёл никто не охраняет, но выбраться из него невозможно. Если кто-то будет близок к тому, чтобы выбраться, то остальные втянут его обратно.
"Стакан воды" Николая Немытова напомнил мне сон, виденный ещё в детстве. В том сне были ожившие манекены, ничем не отличимые от людей. В общем, это не роботы, а люди, утратившие способность чувствовать, живущие в своём странном мире. Только не надо их отстреливать. Лучше побудить от летаргии чувств, как в "Скрипучей хибарке".
Также очень понравился абсолютно реальный рассказ Евгении Крыловой "Цена предательства". Правда, в данном случае признаю свою пристрастность. Я "собачник" с раннего детства и не в первом поколении. Поэтому меня не удивили экстрасенсорные способности пса Макса. С подобным не раз сталкивались и я, и мои знакомые "собачники".
В заключение скажу, что почтение конкурсных работ доставило мне настоящее удовольствие.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments